НПП "ЭПРО" с 1991 года занимается разработкой и поставкой систем тягового электропривода переменного тока для городского электротранспорта. В начале 1996 года после проведения тягово-энергетических испытаний первый в России трамвай типа ЛВС-86 с системой тягового электропривода переменного тока был допущен к опытной эксплуатации с пассажирами.

В 1998 года межведомственной комиссией Минтранса РФ был принят первый серийный трамвай типа ЛВС-97А с системой тягового привода переменного тока ЭПРОТЭТ-300-1. В утвержденном Первым заместителем Министра транспорта акте МВК по системе, она рекомендована в качестве базовой для других видов городского электротранспорта. По согласованным с Минтрансом техническим условиям комплект тягового электропривода ЭПРОТЭТ-300-1 устанавливается на трамваях, выпускаемых "Петербургским Трамвайно-механическим заводом".

В июле 2001 года МВК Минтранса РФ был принят и рекомендован к серийному производству комплект тягового электропривода ЭПРОТЭТ-300-2, который установлен на трамвае типа 71-135, изготовленном ОАО "ПТМЗ" по заказу г. Москвы. С января 2002 года комплект тягового электропривода ЭПРОТЭТ-300-2 начал устанавливаться также на серийных трамваях ЛМ-99.

Только за 2004 - 2008 год НПП "ЭПРО" изготовило и поставило 170 комплектов тягового асинхронного привода ЭПРОТЭТ-300-2, из которых 49 комплектов эксплуатируются на трамваях в Москве, 6 комплектов в г. Кемерово, 20 комплектов в г. Казань, по 2 комплекта в г. Тверь и г. Таганрог, остальные комплекты эксплуатируются в Санкт-Петербурге.

Комплект тягового электропривода ЭПРОТЭТ-300-2 используется также для модернизации трамваев, так первый из модернизированных чешских трамваев Татра "Т-3", оснащенный данным приводом, эксплуатируется в Москве около 5 лет.

В 2009 г. поставлены 4 комплекта тягового электропривода ЭПРОТЭТ-300-2 для модернизации трамваев в г. Харьков.

В 2001 году на основе унифицированных статических преобразователей мощностью 180 кВт разработан комплект тягового электрооборудования ЭПРОТЭТ-180-1, установленный на первом отечественном троллейбусе "Слобода" с приводом переменного тока. После завершения тягово-энергетических испытаний троллейбус эксплуатируется в Москве. Изготовителю троллейбуса заводу "Тролз" г. Энгельс поставлено тяговое оборудование для следующих троллейбусов.

Тяговый привод ЭПРОТЭТ-180-2 эксплуатируется на 122 троллейбусах, изготовленных в ОАО "Транс-Альфа" г. Вологда, которые поставлены в города: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Волгоград и Вологда.

В первом квартале 2001 года, по заданию АОЗТ «Вагонмаш», был разработан комплект тягового электрооборудования переменного тока для метрополитена ЭПРОТЭМ-700. Установленный на электровозе, комплект ЭПРОТЭМ-700 успешно прошел полный цикл тягово-энергетических испытаний и по решению межведомственной комиссии допущен к эксплуатации. С января 2003 г электровоз эксплуатируется в Санкт-Петербургском метрополитене. Аналогичный комплект асинхронного привода ЭПРОТЭМ-700 выполнен в 2004 году для Казанского метрополитена, в 2006 г. и 2009 г. для метрополитена Санкт-Петербурга.

Объем проведенных испытаний, позволил межведомственной комиссии рекомендовать комплект тягового электрооборудования переменного тока ЭПРОТЭМ-700 для установки на пассажирском подвижном составе метрополитена.

В третьем квартале 2001 года передан заказчику образец линейного электропривода монорельсовой транспортной системы.

Таким образом, НПП "ЭПРО" имеет достаточный теоретический и практический опыт решения задач в области создания тягового электропривода переменного тока и готово к поставкам тягового электрооборудования, предназначенного для работы в сетях с уровнем питающего напряжения до 1000 В при мощности двигателей на оси до 500 кВт.

Создание тягового электрооборудования для работы от напряжения свыше 1000 В требует предварительного выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Сравнение эксплуатационных расходов по обслуживанию эксплуатирующегося в Санкт-Петербурге подвижного состава с приводом переменного тока и резисторно-контакторными системами постоянного тока дало следующие результаты:

- экономия электроэнергии без учета рекуперации достигает 25%;

- максимальное значение рекуперации достигает 50%, среднее значение рекуперации составляет 24%;

- экономия электроэнергии с учетом рекуперации достигает 40%;

- снижение трудозатрат на техническое обслуживание составляет 55%.

Статистической информацией о снижении затрат на запчасти НПП "ЭПРО" не располагает, однако по данным зарубежных источников, оно составляет около 90%.

Генеральный директор НПП "ЭПРО"
З.К. Хосидов